ПромЭнерго Лидер, федеральный журнал
Искусство быть лидером!

Наш адрес: 620 000, РФ, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 39, а/я 72

Написать нам

Традиции и современность «Туполева»

16 августа 2018
Традиции и современность «Туполева»

Место в истории

 Андрей Туполев был вначале учеником, а затем и одним из первых помощников «отца русской авиации» Николая Жуковского в создании научно-практического института, где бы мог комплексно решаться широкий круг научных и инженерных задач отечественного и мирового самолетостроения. Таким местом стал Центральный аэрогидродинамический институт, вошедший в число центров мировой авиационной мысли. В его рамках в 1922 году Андреем Николаевичем было организовано конструкторское бюро по проектированию и производству цельнометаллических самолетов различных классов.

Андреем Туполевым был сформирован творческий коллектив единомышленников, способный решать сложнейшие задачи военного и гражданского самолетостроения. До 1936 года под руководством Андрея Николаевича были спроектированы и построены несколько типов аэросаней и торпедных катеров, часть из которых была принята в серийное производство и активную эксплуатацию, около 50 типов самолетов различного назначения, в том числе тяжелые серийные бомбардировщики АНТ-4 (ТБ-1), АНТ-6 (ТБ-3), АНТ-42 (ТБ-7), массовый скоростной фронтовой бомбардировщик АНТ-40 (СБ), серийные многоцелевые самолеты АНТ-3 (Р-3) и АНТ-7 (Р-6), серийные пассажирские АНТ-9 (ПС-9) и АНТ-35 (ПС-35), серийный истребитель АНТ-5 (И-4), уникальный самолет-гигант АНТ-20 «Максим Горький», рекордные АНТ-25 «РД» и АНТ-37 «Родина».

В 1936 году Андрей Туполев был назначен главным инженером Главного управления авиационной промышленности в системе Народного комиссариата тяжелой промышленности. На этом посту он сформировал стратегические направления развития авиационной промышленности СССР, провел огромную работу по развитию материально-технической базы отечественного самолетостроения. Именно ему советская авиационная промышленность во многом обязана сохранением эффективности и наращиванием потенциала в тяжелейшие годы Второй мировой войны.

В годы репрессий, с осени 1937-го до лета 1941 года, Андрей Туполев находился в заключении, но продолжал работать и там, занимаясь конструкторской деятельностью в системе Особого технического бюро Народного комиссариата внутренних дел. Под его руководством был создан один из лучших серийных фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны — Ту-2. Всего в период ВОВ участвовало 11 типов туполевских самолетов, аэросаней и торпедных катеров.

После окончания войны под руководством Андрей Николаевича была создана целая серия боевых тяжелых самолетов, ставших на долгие годы основой стратегических авиационных сил отечественных ВВС (бомбардировщики Ту-4, Ту-16, Ту-22, Ту-95 и Ту-22М) и позволивших во многом обеспечить военный паритет с Западом в годы холодной войны. Но работа велась не только в области развития военной авиации, создание семейства пассажирских магистральных реактивных самолетов Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134 и Ту-154 способствовало широкому внедрению пассажирских авиационных перевозок в повседневную жизнь советского общества.

Андрей Туполев возглавил создание первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, ставшего большим техническим успехом отечественного самолетостроения 60-70-х годов ХХ века, и наметил черновые варианты проекта многорежимного межконтинентального стратегического Ту-160.

Всего под руководством Андрея Николаевича было подготовлено около 200 проектов различных типов летательных аппаратов, аэросаней и катеров. Около 70 было реализовано в реальных опытных и серийных конструкциях. На туполевских самолетах было установлено 78 мировых авиационных рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов.

Главной памятью Андрею Туполеву стали созданные им самолеты, а также поколения коллективов самолетостроителей, которые и по сегодняшний день продолжают создавать современные самолеты с маркой «Ту».

 

С прицелом на модернизацию

 Сегодня компания «Туполев» является одним из ведущих российских предприятий в области проектирования, производства и послепродажного сервисного обслуживания самолетов военного и специального назначения.

В частности, на предприятии выпускаются и обслуживаются самолеты специального назначения на базе Ту-214, среди которых Ту-214ОН («Открытое небо»), Ту-214ПУ (пункт управления), Ту-214СУС (самолетный узел связи), Ту-214СР (самолет-ретранслятор), самолеты повышенной комфортности различных модификаций, обслуживаются и модернизируются строевые самолеты стратегической и дальней авиации Ту-160, Ту-95МС и Ту-22МЗ. ПАО «Туполев» также производит и поставляет узлы и агрегаты самолетов по кооперации с другими предприятиями.

Компания «Туполев» развивается согласно современным тенденциям и требованиям по созданию надежной и перспективной авиационной техники. Так, ведется масштабное внедрение информационных технологий и новых материалов, в том числе композиционных, в производственный процесс. В кооперации с российскими авиационными научно-исследовательскими институтами и предприятиями промышленности ведется переоснащение мощностей ПАО «Туполев» для возобновления выпуска модернизированного стратегического ракетоносца Ту-160 и создания нового перспективного авиационного комплекса дальней авиации.

 

Использование проверенной временем туполевской школы проектирования и современных подходов к созданию авиационной техники, энтузиазм и профессионализм нового поколения сотрудников позволяют предприятию создавать востребованные самолеты марки «Ту», соответствующие по своим характеристикам как современным, так и перспективным требованиям.

 

Материалы подготовлены пресс-службой ПАО "Туполев"

Партнёры

Атырау нефть и газ
Освоение шельфа России и СНГ
Уголь России и Майнинг
Экспо Казахстан