ПромЭнерго Лидер, федеральный журнал
Искусство быть лидером!

Наш адрес: 620 000, РФ, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 39, а/я 72

Написать нам

Под крылом самолета — страны и океаны

06 апреля 2017
Под крылом самолета — страны и океаны

Авиация на взлете

 

Авиационная отрасль российской промышленности занимает значимое место как в социально-экономическом развитии страны, так и в обеспечении национальной безопасности. Действующие в рамках авиапрома предприятия, с одной стороны, участвуют в выполнении государственного оборонного заказа, поставляя Вооруженным силам современную технику, с другой, разрабатывают и строят гражданские воздушные суда для обновления и расширения действующего парка отечественных самолетов и вертолетов. Кроме поставок внутри страны, компании отрасли активно работают и на внешнем рынке, где российская авиационная техника хорошо зарекомендовала себя и пользуется стабильным спросом.

Над созданием воздушного судна трудятся сотни специалистов в десятках компаний, работающих в разных отраслях промышленности — металлургии, машиностроении, радиоэлектронике и так далее. Поэтому развитие такой высокотехнологичной отрасли как авиация, требует высокого уровня развития и всей промышленности, являясь катализатором для движения вперед других отраслей.

Объединив в 2006 году практически все самолетостроительные предприятия России, ОАК стала ведущим самолетостроительным участником российского авиапрома и видным игроком на мировом рынке. Корпорация была образована по указу президента России для развития авиастроительного потенциала и обеспечения безопасности и обороноспособности государства. Формирование единого холдинга позволило сконцентрировать в его рамках основные отечественные интеллектуальные и производственные мощности для создания и выпуска современной авиационной техники.

 

От военной техники…

 

За плечами специалистов отечественного авиапрома такие достижения как создание самолетов «Су», «МиГ», «Ту» и многих других, составивших отдельные страницы в истории мировой авиации. Сегодня их список продолжает пополняться, причем в области как военной техники, так и гражданской. В портфеле инвестиций Объединенной авиастроительной корпорации на 2016—2018 годы запланировано из общей суммы в 364,7 миллиарда рублей 47 % — на проекты, реализуемые в области военной авиации. Здесь больше всего капиталовложений направляется на создание сверхзвукового бомбардировщика на базе Ту-160 (17 %), а также на модернизацию ПАК ФА (около 10 %) и Миг-29/35 (6 %).

В январе этого года стартовали летные испытания нового истребителя МиГ-35 поколения «4++». Он представляет собой дальнейшее развитие самолета Миг-29К/КУБ в сторону повышения боевой эффективности и улучшения характеристик. В рамках доклада президенту страны о реализации проекта глава ОАК Юрий Слюсарь рассказал, что МиГ-35 спроектирован специально для ведения боевых действий в условиях конфликтов повышенной интенсивности и высокой плотности противовоздушной обороны.

Гособоронзаказ и Государственная программа вооружений на период до 2020 года формируют стабильный спрос на военную продукцию ОАК на внутреннем рынке. Кроме того, российская авиация поставляется на экспорт в Китай, Индию, Алжир, Вьетнам, Индонезию и другие страны.

Согласно стратегии развития корпорации, доля продукции холдинга на мировом доступном рынке военной авиации в ближайшие годы с нынешних 20 % увеличится до 40 % к 2025 году и до 45 % к 2035 году. Этому будет способствовать и совместная работа ОАК с «Рособоронэкспортом», направленная на продвижение на внешнем рынке военной авиационной техники в период с 2016 по 2019 год. Соответствующую программу подписали руководители ОАК и «Рособоронэкспорта» в середине 2016 года. Программа повысит эффективность при продвижении российской авиационной техники на международный рынок. Это позволит расширить географию и увеличить объем экспортных поставок боевых, военно-транспортных, учебно-боевых и специальных самолетов. В их числе истребители марок «Су» и «МиГ», учебно-боевые самолеты Як-130, военно-транспортные самолеты Ил-76МД-90А и самолеты-амфибии Бе-200.

 

…К гражданским лайнерам

 

Хотя в последние годы основную часть выручки Объединенная авиастроительная корпорация получает от продаж военной продукции, общее направление диверсификации производства, которое определяется на высших уровнях для всего оборонно-промышленного комплекса, дает о себе знать, и доля гражданской авиации в общем объеме производства корпорации начинает повышаться. В рамках стратегии развития ОАК предполагается, что объемы гражданской продукции в портфеле холдинга увеличатся до 40 % к 2025 году и до 45 % к 2035 году.

В общем объеме инвестиций, рассчитанных ОАК на 2016—2018 годы, на реализацию проектов по гражданской авиации будет направлено 33 %, при этом основные капиталовложения предполагаются в области создания МС-21 (20 % от инвестиционной программы) и модернизации Sukhoi Superjet 100 (6 %).

В краткосрочной перспективе рост доли гражданской продукции в общем объеме производства корпорации планируется, в первую очередь, за счет увеличения выпуска самолетов семейства Sukhoi Superjet 100. Это современный самолет, в котором воплотились новейшие аэродинамические и иные авиационные технологии. В настоящее время ведется работа по расширению линейки Sukhoi Superjet, одним из вариантов может стать SSJ-SV с увеличенной пассажировместимостью. В ноябре прошлого года вышли на внутренний рынок первые самолеты Sukhoi Superjet 100 с новой трансформируемой компоновкой салона — возможностью варьировать количество мест, классов обслуживания, шаг кресел.

Вторым важным вектором развития гражданской продукции ОАК является создание семейства пассажирских самолетов МС-21, в которых будут применяться самые передовые достижения в области оборудования, технологий и материалов. Так, в конструкции самолета активно используются полимерные композиционные материалы.

В конце прошлого года заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин провел рабочее совещание, посвященное реализации проекта. К тому времени были уже завершены испытания ряда агрегатов воздушного судна — композитных кессонов киля и стабилизатора, носового отсека фюзеляжа, опор шасси, воздушного тормоза, рулей направления и высоты и так далее. На завершающей стадии находится сборка модели, построенной для выполнения статических испытаний, — МС-21-300-0002.

Кроме того, на предприятиях Объединенной авиастроительной корпорации предстоит развернуть серийное производство модернизированных турбовинтовых самолетов Ил-114В на 64 места, самолет сможет совершать межрегиональные перелеты дальностью до 1500 километров. При этом воздушное судно пройдет значительную модернизацию ряда оборудования: пилотажно-навигационного комплекса, двигателей, салона и других.

В настоящее время ведется создание первого образца еще одного самолета марки «Ил» — легкого военно-транспортного Ил-112В, первый полет которого запланирован на середину 2017 года. А другое семейство самолетов этой марки — Ил-96 — получит дальнейшее развитие в виде модернизированного самолета Ил-96-400М, который создается на базе Ил-96-300. Первый испытательный полет опытного образца предполагается провести в 2019 году.

 

 

СПРАВКА:

В 2016 году первый улучшенный серийный самолет-амфибия Бе-200ЧС совершил свой первый полет. Модернизированное более чем на 50 % воздушное судно предназначено для тушения пожаров, оказания экстренной помощи, поиска и спасения на воде, санитарных и грузовых перевозок, мониторинга окружающей среды.

Активный интерес к самолету-амфибии проявляют зарубежные страны — за 2016 год были подписаны меморандумы о поставках Бе-200ЧС в Таиланд, Китай, Казахстан, Индонезию и Вьетнам, а до конца 2017 года в МЧС России поступят еще четыре самолета-амфибии.

 

Александра Манион

(по материалам сайта www.uacrussia.ru)

Фото предоставлены департаментом корпоративных коммуникаций ПАО "ОАК"

"ПромЭнерго Лидер", №14 (январь-февраль, 2017г.)

Партнёры

Атырау нефть и газ
Освоение шельфа России и СНГ
Уголь России и Майнинг
Экспо Казахстан