ПромЭнерго Лидер, федеральный журнал
Искусство быть лидером!

Наш адрес: 620 000, РФ, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 39, а/я 72

Написать нам

От недр земли до космических высот

19 апреля 2018
От недр земли до космических высот

Покоряя высоту

 

Воронежский механический завод (ВМЗ) стоял у истоков отечественной космонавтики. Первые двигатели — авиационные — служили ускорителями для истребителей-перехватчиков. Однако уже в год запуска первого искусственного спутника Земли завод приступил к серийному производству жидкостных ракетных двигателей и с того времени стал непосредственным участником всех космических научных и пилотируемых программ. ВМЗ и конструкторское бюро химавтоматики разработали главные ракетно-космические технологии эпохи. В 1950-е годы специалисты завода участвовали в освоении двигателя РД-109 для третьей ступени ракеты-носителя «Восток», которая 12 апреля 1961 года подняла к космическим высотам советского космонавта Юрия Гагарина.

В последующие годы на Воронежском механическом заводе создавались агрегаты и двигатели для ракет-носителей «Восток», семейств «Союз», «Союз-ТМ», «Прогресс», «Протон». При участии ВМЗ на околоземную орбиту выводились тяжелые автоматические станции «Космос», «Экран», «Радуга», «Горизонт». Воронежские машиностроители были соисполнителями памятных для всего человечества проектов: облета Луны возвращаемыми автоматическими станциями «Зонд», доставки на Землю проб лунного грунта, вывода в космос долговременных орбитальных станций «Салют» и «Мир», Международной космической станции.

Безусловным успехом стало создание двигателя РД-0120 тягой 200 тонна-сил для ракетного комплекса «Энергия-Буран». Его мощность и возможности выведения полезной нагрузки до сих пор не превзошел никто. Работая на экологически чистых компонентах (жидкие водород и кислород), он обеспечивает такие высокие энергетические характеристики, которых не могут достичь даже современные сверхтяжелые ракеты типа Falcon Heavy.

Сегодня продолжается изготовление жидкостных ракетных двигателей для ракет-носителей семейств «Союз», «Протон», «Ангара». С 2000 года по март 2018 года произведено 302 запуска с двигателями ВМЗ.

 

Новейшие разработки

 

Всего за несколько лет космическая индустрия России сделала уверенный технологический рывок. Космические аппараты теперь создаются при помощи методов облачного 3D-проектирования, умных станков, лазерной сварки. И ВМЗ здесь не исключение. Сегодня завод располагает мощной производственной и испытательной базой для полного цикла производства космической техники, лабораториями для научно-исследовательских работ, собственными инструментальным и литейным производствами. Это позволяет предприятию участвовать в долгосрочных федеральных и международных космических программах и осваивать новое производство.

Сейчас идет освоение перспективного двигателя 11Д58МФ для РН «Ангара» и агрегатов для РД124МС для РН «Союз-5». В числе новых проектов последних лет следует отметить также двигатель 14Д24, разработанный на базе 11Д55, для первой ступени РН «Союз-2.1в». В 2013 году состоялось его первое летное испытание в составе ракеты-носителя, доставившей на орбиту спутник «Аист». С момента разработки двигателя до проведения летных испытаний прошло всего три с половиной года, что является рекордом для современной ракетно-космической отрасли российской промышленности. Налажено серийное производство модернизированной камеры сгорания РД-191 для «Ангары» легкого, среднего и тяжелого классов. У камеры сгорания двигателя — большое будущее: она универсальна, имеет улучшенные энергомассовые характеристики, высокий уровень надежности. Полным ходом идет производство агрегатов для изделий, разработанных по заказу Министерства обороны РФ.

Ярким примером разработок последних лет стало производство титановых шаробаллонов и ресиверов для ракет-носителей «Ангара». Шаробаллоны высокого давления используются для хранения газообразного рабочего тела в криогенной среде. Ранее их производил днепропетровский завод, позднее в рамках импортозамещения Воронежскому механическому заводу пришлось вести разработку четырех типов титановых шар-баллонов объемом от 25 до 130 литров практически с нуля. Заново прорабатывали всю конструкторскую и технологическую документацию. За основу была взята принципиально иная, перспективная технология горячей листовой штамповки, обеспечивающая получение необходимых свойств для титановых сплавов, являющаяся более совершенной и производительной, позволяющая снизить себестоимость изделия. Была изготовлена уникальная специализированная оснастка для полусфер из труднодеформируемых титановых сплавов. Способ формообразования и конструкция оснастки позволили получить 8 % утонения материала вместо традиционных 20 %. По результатам работы на данный способ и конструкцию оснастки подали две патентные заявки на изобретение.

 

От недр земли

 

В середине 1980-х-1990-е годы завод столкнулся с резким снижением объема заказов ракетно-космической техники и пошел по пути освоения новых видов продукции. За годы производства ракетных двигателей были созданы передовые технологии, которые позволили выпускать изделия для работы в экстремальных условиях: при очень низких температурах до -253°С и высоких до 800°С, в среде жидкого и газообразного водорода. Имея такой уникальный опыт, завод начал выпуск сложнейшего высоконагруженного оборудования для добычи нефти и газа на месторождениях. Сегодня ВМЗ разрабатывает и производит оборудование для работы в условиях Крайнего Севера, агрессивных сред, высокого давления.

За прошедшие годы освоено производство порядка 200 видов оборудования для гражданской промышленности. На заводе сформировалось самостоятельное направление гражданского производства, в рамках которого выпускается ранее созданная номенклатура, постоянно осваивающее новые технологии. Доля продукции гражданского назначения в структуре производства предприятия составляет на сегодняшний день 25-30 %.

ВМЗ выпускает фонтанную арматуру на давление 350, 700 и 1050 атмосфер, станции управления, различные виды клапанов, производит готовые агрегаты для тяжелых тепловозов, для авиации — компрессоры на вертолеты Ми-8 (военного и гражданского назначения) и редукторы для вертолетов Ка-226.

В 2017 году были завершены промысловые испытания конструкции трубной головки и комплекса подземного оборудования, способного работать в среде сероводорода, углекислоты и высокого давления в 700-750 атмосфер. Опытный образец комплекса поставлен на Астраханское газоконденсатное месторождение, где природный газ содержит до 26 % сероводорода (смертельно-опасная для человека и агрессивная для металлов составляющая газа).

На 2018 год Воронежский механический завод имеет заказы и контракты на поставку более 20 видов оборудования. Продолжается работа по созданию оборудования для добычи углеводородного сырья на морском шельфе и противовыбросового оборудования. Разработана конструкторская документация на оборудование для обработки пластов паром, внутрискваженное оборудование для Ковыткинского газоконденсатного месторождения, фонтанную арматуру для Харьягинского нефтяного месторождения, системы и комплексы управления.

 

Современное производство

 

Перед нами стоит важная задача — каждый день подтверждать, что Воронежский механический завод производит лучшие ракетные двигатели в своем классе. И мы делаем это! В 2017 году наши двигатели безупречно отработали на всех запланированных пусках, обеспечив успешные старты космических кораблей, в том числе, с российскими и иностранными космонавтами, — сказал директор ВМЗ Игорь Мочалин.

Однако современное производство невозможно без технического перевооружения гигантов российской промышленности. Модернизация последних лет была направленна, в первую очередь, на производство ракетной техники, но в равной мере учитывала и потребности гражданской продукции. Проведено техперевооружение цеха стального и жаропрочного вакуумного специального литья по выплавляемым моделям, организован участок специального алюминиевого литья в кокиль. Раскатной стан ХТРВ 2500 — ключевое оборудование в производстве ракетных двигателей — полностью модернизирован и оснащен самым современным электрооборудованием, что повысило точностные характеристики, расширило технические возможности, позволяя выполнять более сложные детали. Проведена масштабная реконструкция участка гальваники — в 2017 году здесь установили современные линии с автоматизированным управлением процессами.

В прошлом году ВМЗ не только поставил на производство титановые шаробаллоны и ресиверы для РН «Ангара», но и создал стенд для криогенного испытания данных изделий в среде жидкого азота.

2017 год стал для ВМЗ прорывным и с точки зрения IT-технологий. На заводе идет оснащение компьютерной техникой производственных цехов. Новые информационные системы, автоматизированные системы контроля, видеофиксация и мерительный инструмент — все это позволяет свести к минимуму человеческий фактор и связанные с ним риски.

 

За прошедшие годы ВМЗ сумел не только сохранить мощнейшую производственную и технологическую базу, но и оптимизировать производство по видам продукции, сохранить кадры и технологии на высоком уровне. И сегодня Воронежский механический завод успешно работает в существующих экономических условиях, обеспечивая развитие отечественной промышленности и интересы государства.

 

Материалы подготовлены
пресс-службой Воронежского механического завода

"ПромЭнерго Лидер", №1(20)'18 (январь-февраль, 2018г.)

Партнёры

Атырау нефть и газ
Освоение шельфа России и СНГ
Уголь России и Майнинг
Экспо Казахстан