ПромЭнерго Лидер, федеральный журнал
Искусство быть лидером!

Наш адрес: 620 000, РФ, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 39, а/я 72

Написать нам

Между властью и бизнесом: путь компромисса

28 декабря 2017
Между властью и бизнесом:  путь компромисса

— В чем особенности взаимодействия органов власти и бизнеса в России в настоящее время?

— Прежде всего, хотел бы сказать, что сам институт торгово-промышленных палат как таковой появился и существует для представления и защиты интересов бизнеса перед властью. А это без взаимодействия обеих сторон попросту невозможно. Так было и так есть, хотя, безусловно, в разные периоды и в разных ситуациях диалог может быть и более, и менее активным.

 

— И как у нас с этим сегодня? Власть и слушает, и слышит?

— Я бы сказал так: бизнес через свои организации в последние годы научился заметно лучше работать с властью. А власть намного внимательнее стала прислушиваться к нему. Да вот вам свежий пример: недавно Президент РФ поручил правительству ускорить разработку и внесение в Госдуму РФ законопроекта, направленного на определение принципов по введению и взиманию неналоговых платежей. Собственно, можно говорить о близком финале работы, которую ТПП РФ начала несколько лет назад. Палата тогда заявила, опираясь на собранные ее экспертами данные, что уровень фискальной нагрузки на бизнес выше, чем указывает Минфин страны. Помимо налогов и сборов бизнес уплачивает и обязательные неналоговые платежи, то есть вне рамок Налогового кодекса РФ возникла, по сути, параллельная система из нескольких десятков платежей. Их общий годовой объем около 1 % валового внутреннего продукта, а количество перевалило за 50. Палата предложила провести работу по кодификации и правовому регулированию таких платежей, разобраться, какие из них нужны, а какие должны быть отменены и так далее. Впоследствии наше предложение поддержали глава государства, правительство, другие объединения предпринимателей, наши эксперты разработали предложения в законодательство…

Вообще путей взаимодействия с органами власти сегодня много. В регионах наши палаты в этом плане работают с местными администрациями, отстаивают права бизнеса, предлагают собственные инициативы. На федеральном уровне мы взаимодействуем со всеми министерствами и ведомствами, с Госдумой и Советом Федерации, палата участвует в разработке экономических программ и стратегий развития страны… Тридцать комитетов и советов при ТПП РФ внимательно изучают положение дел в отраслях экономики и определяют, какие проблемы мешают развиваться, какие появляются бюрократические барьеры, а предложения направляются в соответствующие органы власти. Например, не так давно предлагалось повысить НДС и ряд других налогов. Этого не будет, потому что мы по поручению бизнеса доказали власти и показали ей на фактах, что такое решение не улучшит сбора налогов, а деградацию бизнеса вызовет в обязательном порядке.

Система торгово-промышленных палат, а это более 180 палат во всех регионах России, занимается также оценкой регулирующего воздействия на бизнес всех новых экономических законов, проще говоря, определяет, не ухудшит ли предлагаемый новый законодательный акт условия работы предпринимательства. Наши представители входят в состав порядка 150 экспертных советов и рабочих групп, созданных при законодательных, исполнительных органах власти.

Безусловно, получается далеко не все и не сразу, бывают, что называется, «производственные конфликты», непонимание, нежелание прислушаться. Но мы упорные: возвращаемся к теме, стучимся и все чаще добиваемся нужного ответа.

Я уверен, что какие-то противоречия между властью и бизнесом — это нормальная ситуация. Везде государства хотят взять от бизнеса побольше, ну, а бизнес старается отдать поменьше. Значит, надо делать взаимные уступки, находить решения, которые устраивают всех. Палата всегда стремится достичь разумного компромисса. Кстати, именно это лежит в основе любого благополучного общества...

 

— Какие основные задачи сегодня стоят перед ТПП РФ?

— В 2016 году на VII съезде ТПП РФ делегаты определили задачи палаты на пять лет вперед. Это, в частности, совершенствование инвестиционного климата, развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, развитие деятельности арбитражных учреждений и органов по внесудебному урегулированию бизнес-споров, реализация инфраструктурных проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий, формирование кадрового ресурса для экономики знаний… Вот над всем этим мы и работаем сейчас.

 

— Назовите несколько проблем, которые обязательно надо решить, чтобы бизнес и, следовательно, экономика быстрее двигались вперед?

— Регулирование контрольно-надзорной деятельности. Здесь нужно полноценно внедрить риск-ориентированный подход.

Доступ к финансовым ресурсам. Будут дешевые деньги — будет развитие.

Регулирование неналоговых платежей, о которых я упоминал. В этом году они обойдутся бизнесу примерно в триллион рублей, а это очень много.

Повышение роли муниципальных образований. На муниципальном уровне должна появиться настоящая заинтересованность в развитии бизнеса и в реализации проектов.

И, наконец, перспективное планирование. Бизнес должен понимать, во что предпочтительнее вкладывать средства, а для этого региональным властям целесообразно перейти к долгосрочным инвестиционным программам сроком на 20—25 лет.

 

— Над какими еще вопросами, волнующими бизнес, вы сегодня работаете?

— Качество подготовки кадров, контрольно-надзорная деятельность, налоговая и неналоговая нагрузка, недостаток информации об имеющихся мерах поддержки со стороны государства. Если говорить о ближайшей перспективе, то мы надеемся, что уже в этом году будет, наконец, принят закон о контрольно-надзорной деятельности. Это очень болезненный для бизнеса вопрос. Да, плановых проверок стало меньше, но зато внеплановых стало намного больше. Только за шесть месяцев 2017 года проведено уже более 450 тысяч таких внеплановых проверок.

Вот еще вопрос: законопроект о предоставлении малому бизнесу налогового вычета в размере 18 тысяч рублей на покупку кассовой техники нового образца. Этот законопроект был принят Госдумой лишь в первом чтении, и нужно принимать его в окончательной редакции, так как с 1 июля 2018 года рознично-торговая сеть должна полностью перейти на кассовую технику, обеспечивающую онлайн-передачу данных на сервера ФНС России.

В рамках уже среднесрочной перспективы в соответствии с поручениями, данными по итогам послания президента страны Федеральному собранию, Торгово-промышленной палатой совместно с деловыми объединениями подготовлены предложения предпринимательского сообщества в Комплексный план действий правительства России на 2017—2025 годы.

Это, конечно, далеко не все, над чем мы работаем…

 

Как ТПП РФ содействует развитию экспорта отечественной продукции?

— ТПП РФ представляет интересы прежде всего малого и среднего предпринимательства. Напомню, что в развитых странах именно этот бизнес является основой экономики и обеспечивает до 60—70 % валового внутреннего продукта. У нас показатели намного скромнее, но так ведь и рынок у нас совсем молодой. К сожалению, наши малые и средние компании на внешних рынках работают намного реже, чем их западные коллеги. Нам далеко еще до тех объемов экспорта товаров и услуг, которых добились в том же Евросоюзе — там примерно треть малого и среднего бизнеса выходит на внешние рынки. В России же лишь около трети процента субъектов малого и среднего предпринимательства занимается экспортной деятельностью.

Среди основных трудностей здесь — и нестабильная экономическая ситуация, и нехватка финансовых средств, а также трудности юридического сопровождения и поиска покупателей. Палата не может дать денег малой компании и вывести ее за ручку на внешний рынок: торгуй! Но мы можем — и делаем это — добиваться снятия бюрократических барьеров, введения льгот для малых компаний и всемерной поддержки их усилий по выходу на внешние рынки. Наиболее востребованными сегодня нашими направлениями по поддержке экспорта являются поиск партнеров и экспортные гарантии.

Эффективной является также работа наших зарубежных представителей, деловых советов — двусторонних и многосторонних, объединяющих предпринимателей России и других стран, заинтересованных в партнерстве. Работаем также через международные объединения торговых палат. Особый приоритет для нас — укрепление взаимодействия с бизнес-кругами стран-членов ШОС и БРИКС, а также сопряжение интеграционных проектов ЕАЭС и китайского проекта «Экономический пояс Шелкового пути». Ежегодно в ТПП РФ и за рубежом проходят порядка 300 крупных мероприятий с участием зарубежных партнеров (конференции, деловые форумы, бизнес-миссии, презентации регионов и так далее).

Палата активно участвует в развитии выставочно-ярмарочной деятельности, добивается для малого бизнеса льготного участия в таких мероприятиях, проводит деловые миссии в зарубежные страны. Только в 2011—2015 годах было проведено более 7,5 тысячи торгово-экономических миссий, организовано свыше 3,5 тысячи выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий.

 

— Как вы оцениваете современное состояние отечественной промышленности и в чем видите ее дальнейшее развитие?

— Многие говорят, что трудно быть в восторге от ее нынешнего состояния, и это правда, но не вся правда. Если в 1990-х и начале 2000-х годов наша промышленность разваливалась и умирала, то сейчас можно утверждать, что она выстояла и, пусть иногда с трудом, но восстанавливается и развивается.

По многим параметрам она еще оставляет желать лучшего. До сих пор сохраняется высокая степень износа основных фондов, есть технологическое отставание и низкая производительность труда, высокая энерго- и материалоемкость продукции и многое другое. Но есть уже немало и хороших примеров. Наше промышленное производство растет, несмотря на западные санкции, постепенно снижается зависимость отраслей от иностранных технологий и комплектующих. А это очень важно, потому что не дело, когда, например, в микроэлектронике, в оборудовании для нефтегазовой промышленности, машиностроении для пищевой и перерабатывающей промышленности мы все еще на 70—80 % зависим от иностранных технологий и комплектующих.

Идет техническое и технологическое перевооружение, хотя, безусловно, его темпы не везде достаточно высокие. Надо понимать, что экономический рост в России на 80 % связан с инвестициями в модернизацию, в создание новых промышленных мощностей. Крупные вложения нужны, в частности, в современную нефтехимию и производство синтетических материалов и изделий из них. Это поможет серьезно снизить экспорт сырья. Кстати, снижать надо не только экспорт нефти. Вот возьмем сельское хозяйство, которое несколько лет резко идет вперед, и мы уже стали мировыми лидерами в производстве и в продаже зерна. Это, конечно, хорошо, но лишь частично. Зерно в определенном смысле ведь тоже сырье, и надо наращивать поставки продуктов его переработки — муки, других изделий, а это без производства соответствующего оборудования невозможно. Кстати, именно прогресс в сельском хозяйстве вызвал и рост сельхозмашиностроения: по итогам 2016 года отрасль выросла более, чем в 1,5 раза, доля российской продукции на внутреннем рынке превысила 50 %…

Словом, мы с вами затронули безграничную тему, поэтому я позволю себе закончить так: если будем хорошо работать, не упускать появляющиеся возможности, тогда у нас, пусть и не сразу, но все получится — и в промышленности, и в целом в экономике. Обязательно получится.

 

                                                                                  Материалы подготовлены
пресс-службой ТПП РФ

 

"ПромЭнерго Лидер", №6(19)'17 (ноябрь-декабрь, 2017г.)

Партнёры

Атырау нефть и газ
Освоение шельфа России и СНГ
Уголь России и Майнинг
Экспо Казахстан