ПромЭнерго Лидер, федеральный журнал
Искусство быть лидером!

Наш адрес: 620 000, РФ, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 39, а/я 72

Написать нам

КТК — международный проект, проверенный временем

04 октября 2016
КТК — международный проект, проверенный временем

Уникальный образец международного партнерства

 

Каспийский трубопроводный консорциум образован в 1992 году на основе правительственных решений Российской Федерации, Республики Казахстан и Султаната Оман для строительства трубопровода Тенгиз—Новороссийск протяженностью 1511 километров, предназначенного для транспортировки сырой казахстанской и российской нефти на мировые рынки. В 1996 году к проекту присоединились частные акционеры, представляющие крупнейшие мировые и отечественные добывающие компании.

Строительство трубопровода началось в 1999 году, а 13 октября 2001 года под Новороссийском был загружен первый танкер. В 2004 году КТК вышел на полную мощность первого этапа развития — 28,2 миллиона тонн перекачанной нефти.

Сегодня в международный консорциум входят крупнейшие нефтегазовые компании Российской Федерации — это ПАО «Транснефть», российский правительственный акционер, ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «ЛУКОЙЛ», Республики Казахстан — АО «НК «КазМунайГаз», а также американские компании Chevron и Exxon Mobil, датско-британская Shell, итальянская Eni, британская BritishGas и ряд других.

КТК — один из первых успешных международных инфраструктурных проектов на территории СНГ, школа опыта совместной работы российских и казахстанских специалистов с западными коллегами, школа налаживания взаимопонимания и пример командной работы в рамках одного из самых современных и безопасных проектов на территории России и Казахстана.

КТК — яркое подтверждение тому, как взаимодействие двух стран — Российской Федерации и Республики Казахстан — придало новый импульс развитию нефтепроводной системы и привлекло интерес западных компаний. Создание КТК стало подлинным образцом успешного и взаимовыгодного международного сотрудничества, проложившим дорогу для реализации многих других проектов в России с участием иностранного капитала.

Несмотря на мировые финансовый и экономический кризисы, обострение международных отношений, санкции и другие негативные явления в мировом сообществе проект КТК успешно развивается, а его участники продолжают слаженно взаимодействовать, достигая взаимопонимания по всем аспектам деятельности.

 

Расширение пропускной способности

 

Добыча нефти в Республике Казахстан имеет устойчивую тенденцию к росту, поэтому еще при строительстве первой очереди трубопроводной системы КТК в проект были заложены возможности для увеличения первоначальной пропускной способности почти в 2,5 раза.

В 2011 году Каспийский трубопроводный консорциум приступил к расширению мощности своей нефтепроводной системы до 67 миллионов тонн нефти в год (с применением антифрикционных присадок — до 76 миллионов тонн). Торжественная церемония сварки первого стыка трубопровода в рамках проекта расширения рядом с НПС «Атырау» в Казахстане состоялась 1 июля 2011 года.

В 2013 году реализация проекта расширения вступила в активную фазу. Проект предусматривает модернизацию пяти существующих нефтеперекачивающих станций и строительство десяти новых, увеличение резервуарной емкости морского терминала до одного миллиона тонн, а также замену 88-километрового участка трубопровода в Казахстане на трубу большего диаметра.

К настоящему времени модернизированы все пять действующих нефтеперерабатывающих станций, морской терминал КТК оснащен третьим выносным причальным устройством, построены и введены в эксплуатацию три новые нефтеперерабатывающие станции. К концу 2016-го — началу 2017 года ожидается завершение строительства оставшихся объектов — трех резервуаров на морском терминале для хранения нефти, каждый объемом 100 тысяч кубометров, и семь новых нефтеперерабатывающих станций: пять — на территории России и две — в Казахстане.

По мере выполнения работ, возрастает и пропускная способность нефтепровода КТК. Так, в 2014 году на морском терминале было отгружено 40 миллионов тонн нефти. А в 2015 году объем переваленного на танкеры черного золота превысил показатель 2014 года на 7 % и составил почти 43 миллиона тонн нефти, из которых около 38 миллионов тонн — нефть казахстанских грузоотправителей и почти пять миллионов тонн — нефть российских грузоотправителей. За счет ввода в эксплуатацию новых объектов в рамках проекта расширения общая пропускная способность нефтепроводной системы консорциума увеличилась к настоящему времени до 52 миллионов тонн нефти в год.

Поступательно будет увеличиваться мощность нефтепровода и в течение 2016 года. С вводом очередных объектов по проекту расширения пропускная способность нефтепровода достигнет 57—58 миллионов тонн.

 

Важные аспекты деятельности

 

Безопасность — один из основополагающих критериев работы КТК. В проект создания нефтепроводной системы консорциума изначально были заложены самые передовые технологические и технические решения в области экологии. Расширение мощности нефтепроводной системы также выполняется с высокими показателями по охране труда и технике безопасности, ведь КТК применяет лучший мировой опыт в этой области.

Деятельность КТК имеет большое значение для регионов как России, так и Казахстана. Консорциум не только направляет значительные налоговые поступления в региональные и местные бюджеты и создает новые рабочие места, но и последовательно реализует крупные социальные программы. С началом работ по проекту расширения благотворительная помощь регионам значительно возросла. Параллельно с возведением нефтепроводных объектов на средства КТК реконструируются школы, строятся детские сады, спортивные площадки, дороги, строятся больничные корпуса.

 

В 2016 году перед акционерами и руководством КТК стоит важная и сложная задача по завершению проекта расширения нефтепровода. С окончанием строительных работ консорциум перейдет к следующему этапу — интеграции новых объектов в действующую трубопроводную систему КТК.

 

 

СПРАВКА:

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ГОРБАНЬ

Генеральный директор Каспийского трубопроводного консорциума

 

В июне 2016 года генеральным директором Каспийского трубопроводного консорциума акционерами КТК был единогласно избран Николай Горбань. Его кандидатура была выдвинута ПАО «Транснефть», представляющим интересы российского правительственного акционера. 25 июня 2016 года Николай Горбань приступил к исполнению обязанностей генерального директора консорциума.

Профессиональная деятельность Николая Горбаня уже более 20 лет связана с эксплуатацией магистральных трубопроводов. С 1988 по 1990 год Николай Николаевич проходил службу в Вооруженных силах СССР, после чего начал свою трудовую деятельность как мастер строительного управления треста «Нижневартовскдорстрой». В 1992 году он перешел в арендное предприятие треста «Варьеганжилстрой», где занимал должности мастера, прораба, начальника технологического потока. С 1995 по 1997 год Николай Горбань был главным инженером ТОО «Крейт». Следующим местом работы будущего главы КТК стало Тюменское управление магистральных нефтепроводов «Сибнефтепровода». Здесь Николай Николаевич прошел путь от заместителя начальника по производству до исполняющего обязанности начальника управления. В 2006 году он вступил в должность заместителя генерального директора по эксплуатации ОАО «Черномортранснефть», откуда в 2010 году перешел в ОАО «Мостранснефтепродукт» на место главного инженера.

С апреля 2012 года по март 2014 года Николай Горбань занимал пост первого вице-президента ОАО «АК «Транснефтепродукт», а затем был назначен президентом предприятия. Именно оттуда он в 2016 году перешел на работу в Каспийский трубопроводный консорциум.

Без отрыва от работы Николай Николаевич в 1997 году закончил Донбасскую государственную академию строительства и архитектуры по специальности «Промышленное и гражданское строительство», а в 2001 году — Тюменский государственный нефтегазовый университет по специальности «Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ». Имеет степень кандидата технических наук.

За свою трудовую деятельность и вклад в развитие предприятий и энергетики страны Николай Николаевич был награжден почетными грамотами различных уровней: ОАО «Черномортранснефть», Департамента по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края, Министерства энергетики РФ.

 

Материалы подготовлены пресс-службой

АО "Каспийский трубопроводный консорциум-Р"

"ПромЭнерго Лидер", №11 (июль-август, 2016г.)

На фото: НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ГОРБАНЬ

Генеральный директор АО "Каспийский трубопроводный консорциум-Р"

Партнёры

Атырау нефть и газ
Освоение шельфа России и СНГ
Уголь России и Майнинг
Экспо Казахстан