ПромЭнерго Лидер, федеральный журнал
Искусство быть лидером!

Наш адрес: 620 000, РФ, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 39, а/я 72

Написать нам

Атомный ледокольный флот — ключевое звено в развитии судоходства в акватории Северного морского пути

28 августа 2016
Атомный ледокольный флот — ключевое звено в развитии судоходства в акватории Северного морского пути

Сосредоточение сил

 

Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот» предназначено для обеспечения эксплуатации и технологического обслуживания атомных ледоколов и судов вспомогательного флота.

В 2008 году ФГУП «Атомфлот» вошло в состав Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» на основании Указа Президента Российской Федерации «О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (№ 369 от 20 марта 2008 года). С 28 августа 2008 года ему переданы суда с ядерной энергетической установкой и суда атомного технологического обслуживания. Теперь на базе предприятия действует единый ледокольно-технологический комплекс гражданского атомного флота Российской Федерации.

Основные задачи ФГУП «Атомфлот»: ледокольное обеспечение крупнейших национальных арктических углеводородных проектов, ледокольная проводка судов в акватории Северного морского пути и в замерзающие порты РФ, ледокольное обеспечение задач военно-морского флота в Арктике, техническое обслуживание и проведение ремонтных работ общесудового и специального назначения для атомного флота и внешних заказчиков, безопасное обращение с ядерными материалами и радиоактивными отходами.

 

Ледокольная поддержка

 

Динамика перевозки грузов по Северному морскому пути демонстрирует рост, общий объем перевезенных грузов увеличился в 2015 году до 5,3 миллиона с 3,9 миллиона в 2014 году. Резкое увеличение объемов произойдет с выходом на полную мощность крупнейших арктических национальных углеводородных проектов, при этом к 2022 году грузоперевозки могут достигнуть 40 миллионов тонн в год, а к 2026 году — порядка 80 миллионов тонн в год.

Росатомфлот обеспечивает ледокольную поддержку следующих арктических проектов:

  • «Ямал СПГ» («НОВАТЭК» (Россия), CNPC (Китай), Total (Франция)) с мощностью 16,5 миллиона тонн сжиженного природного газа и один миллион тонн газоконденсата в год, начало экспорта сжиженного природного газа — в первой половине 2018 года, контракт с Росатомфлотом подписан до 2040 года;
  • «Новый порт» (ПАО «Газпром нефть») — 8,5 миллиона тонн сырой нефти в год, экспорт начат в 2015 году, контракт с Росатомфлотом подписан до 2035 года;
  • экспорт продукции горно-металлургической компании «Норильский Никель» из порта Дудинка (река Енисей), контракт обновляется раз в три года.

Росатомфлот по контракту с «Ямал СПГ» до 2040 года обеспечивает буксирные и ледокольные операции на акватории порта Сабетта. Для этих целей на российских верфях строится портовый флот из пяти судов: трех буксиров ледового класса, одного портового ледокола и одного ледокольного буксира.

Перспективные проекты на Северном морском пути с участием Росатомфлота включают:

  • «Арктик СПГ-2» («НОВАТЭК», вторая очередь «Ямал СПГ») с мощностью 16,5 миллиона тонн сжиженного природного газа в год, начало реализации в 2022 году;
  • экспорт угля с полуострова Таймыр в районе морского порта Диксон (ООО «ВОСТОКуголь») мощностью до десяти миллионов тонн угля в год, пробный вывоз планируется в 2016 году;
  • Пайяхское месторождение (АО «Независимая нефтегазовая компания») — экспорт сырой нефти в объеме до 7,3 миллиона тонн в год в период 2024—2058 годов.

Продукция данных проектов будет поставляться на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы.

 

Пополнение северного флота

 

Безопасные проводки в акватории Северного морского пути могут обеспечивать только атомные ледоколы. К 2020—2021 годам подойдет срок окончания эксплуатации атомоходов «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач». Два из них — мелкосидящие, без которых не освоить речные участки Арктического бассейна. Продление ресурса позволит эксплуатировать эти ледоколы до окончания строительства новых, которые смогут работать в устьях рек.

В Санкт-Петербурге строится серия из трех универсальных атомных ледоколов ЛК60 мощностью 60 мегаватт каждый. Новые ледоколы обладают переменной осадкой от 11,5 до 8,5 метра, что позволит им выполнять задачи как линейных (типа «Арктика»), так и мелкосидящих (типа «Таймыр») атомных ледоколов. Сроки постройки: 31 декабря 2017 года, 25 декабря 2019 года и 25 декабря 2020 года. ЛК60 будут постепенно заменять действующие атомные ледоколы.

Основной задачей этих ледоколов станет обеспечение круглогодичного судоходства в акватории Северного морского пути с преодолением льдов толщиной до 2,9 метра. Ледоколам предстоит обеспечивать проводку судов, транспортирующих углеводородную продукцию с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки стран Атлантического и Тихого океанов.

Теоретически можно предположить, что у атомных ледоколов появился конкурент — мощный дизель-электрический ледокол. Но это лишь в теории. Практика говорит об обратном. Мощность атомных ледоколов позволяет им поддерживать коммерческую скорость судов и, как следствие, выполнять контрактные обязательства. Автономность по топливу атомных ледоколов составляет четыре—пять лет (все зависит от интенсивности работы ледокола). Дизель-электрический ледокол аналогичной мощности — 55 мегаватт — сжигал бы в сутки примерно 300 тонн органического топлива. Для обеспечения автономности плавания в пределах двух месяцев должен был бы иметь запас бункера до 20 000 тонн. Хотите увеличить свою автономность — водите за собой караван танкеров. При этом его осадка составляла бы 12—13 метров, что не позволяет работать на большинстве акваторий сравнительно мелководных арктических морей.

Это лишь два ключевых преимущества: мощность и автономность. Но нельзя забывать и об экологической составляющей. Росатомфлот всей своей безаварийной историей работы доказал не только эффективность, но и безопасность для окружающего мира. Для хрупкой экосистемы Арктики — это важный фактор.

 

Новые суда для Арктики

 

Великому российскому ученому Дмитрию Менделееву принадлежат такие слова:

У России так много берегов Ледовитого океана, что нашу страну справедливо считают лежащею на берегу этого океана. Мои личные пожелания в этом отношении сводятся к тому, чтобы мы этим постарались воспользоваться как можно полнее и поскорее.

Если мы сегодня хотим этим воспользоваться, то без современного атомного ледокольного флота не обойтись. Возможности Росатомфлота являются опорой в реализации любых проектов в Арктике.

В настоящее время в России разработаны концепции ледокола-лидера мощностью 120 мегаватт и офшорного атомного ледокола. Атомный ледокол-лидер проекта 10510 предназначен для круглогодичной проводки крупнотоннажных транспортных судов дедвейтом до 150 000 тонн на всем протяжении Северного морского пути и обеспечения круглогодичной навигации в западном и восточном секторах российской Арктики.

Офшорный атомный ледокол мощностью 40 мегаватт — концептуально новый проект, представляющий собой универсальную платформу (корпус) с атомным реактором, на которой можно смонтировать различные надстройку и оборудование для выполнения соответствующих задач. Ледопроходимость офшорного ледокола составит 2,4 метра, что сопоставимо с показателями ледоколов типа «Арктика». С вводом в эксплуатацию универсальных атомных ледоколов проекта 22220 главной задачей ФГУП «Атомфлот» становится обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути для доставки углеводородной продукции на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

 

СПРАВКА:

В состав действующего флота входят: два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил, это атомоходы «Ямал» и «50 лет Победы», а также два ледокола — «Таймыр» и «Вайгач» — с однореакторной установкой мощностью 40 тысяч лошадиных сил. Восстановлен атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». В резерве находится атомный ледокол «Советский Союз». В состав флота атомного технологического обслуживания входят две плавучие технические базы — «Имандра» и «Лотта», спецтанкер «Серебрянка» для жидких радиоактивных отходов, судно дозиметрического контроля «Роста-1», многофункциональное судно-контейнеровоз «Россита».

 

Материалы подготовлены 

управлением коммуникаций

ФГУП "Атомфлот"

"ПромЭнерго Лидер", №11 (июль-август, 2016г.)

Партнёры

Атырау нефть и газ
Освоение шельфа России и СНГ
Уголь России и Майнинг
Экспо Казахстан